Загрузка...

Чему научат в школе

Чему научат в школе

Не о профильной математике, эта наука не всем нужна.

Не о биологии даже. Она мне ближе прочих строчек в учебном плане. Но не ради же нюансов клеткостроения будить любимого ребенка в субботу.

О том, почему мой сын будет лишен всех преимуществ домашнего обучения и индивидуального подхода и будет посещать общеобразовательную школу. Хорошую школу, конечно. Речь пойдет о том, чему, на мой взгляд, важному может научиться человек в хорошей школе.

Отзвенели последние звонки и уже пиликают датчики металлоискателей на ЕГЭ. Самое время задуматься о том, чему научились выпускники. Тем более, что они сами открыто и много говорят о том, с каким багажом они отправляются с этого причала. Это я на торжественных церемониях среди белых бантов и разноцветных букетов насиделась, вот меня и клонит в романтические сравнения. Итак, я, как человек, выпустивший одиннадцатые классы в шестой раз, что считаю самым полезным из вынесенного из школьных лет? Я не буду писать об очевидном. Что школа учит добывать знания, переобуваться в сменку, убирать за собой стаканы в столовой, школьные друзья, первая любовь...

1. Границы своих возможностей

В столовой я обедала на днях с одной моей коллегой. Ее дочь, умница, красавица, почти отличница, заканчивает 11 класс. Оказывается, дома она говорит, что "если в вузе нужно также целыми днями только учиться, а не жить, то ей высшее образование получать ну совсем не хочется". Хорошо, что семья у девочки к ее доводам прислушивается, и планируют ее поступление в вуз не с такой нечеловеческой погруженностью в науки, как у нас в профильном классе. Ну не хочет человек тратить молодость на погружение с головой в точные науки. Попробовала, не понравилось. Получается, школа ее не только помучила, но и помогла понять свои интересы, границы своих возможностей. Другая одиннадцатиклассница, отучившись в химическом классе без видимых проблем и с видимыми успехами, решила сдавать литературу и поступать по гуманитарному профилю. Говорит, поняла, что химия – это не ее.

Школа помогает многое понять про самого себя. Что мне интересно? Легко ли мне дается это направление? Могу ли я без подготовки написать контрольную? Запоминаю ли я информацию с урока, или приходится зубрить? Комфортно ли мне с людьми, у которых похожие интересы? Если ночь просидеть за компьютером, могу я высидеть шесть уроков? Я боюсь выступать перед аудиторией?

Главное, школа помогает понять, хочет ли ребенок учиться дальше и в какой форме. Дети, уставшие от теории и решения абстрактных задач, уходят в колледжи и техникумы. Там образование более практическое, приземленное, реалистичное. Знаю, что есть дети, которые не найдя себя в школе, почувствовали вкус к учебе в училище или техникуме. И есть те, кто,почувствовав вкус к основам наук в школе, отправились покорять самые научные вузы. Или те, кто, отринув путь ЕГЭ, как чересчур формализованный, покорил нужный университет через олимпиады.

Я думаю, мудрость в том, чтобы не пытаться переделать школу под себя, сетуя на сложность или, наоборот, примитивность программ, перегруженность, или, наоборот, расслабленность школьников, отсутствие знаний, или, наоборот, завышенные требования учителей. Нужно присмотреться к ребенку в этой системе. Понять, как он раскрывается, в каком направлении он хочет развиваться, куда он хочет двигаться.

2. Ошибки

Наверное, по мне трактором проехалась профессиональная деформация. Но я не считаю, что исправление ошибок травмирует. Если, конечно, оно не переходит на личности и соответствует заранее оговоренным критериям. Еще я считаю, что один из важнейших уроков, которые может преподать школа – это отношение к ошибкам. Нормально, что первоклассник не умеет видеть свои ошибки, страдает от допущенных ошибок, тревожится от страха перед новыми ошибками. Также нормально для взрослого человека давать себе разрешение на ошибки, на "не быть идеальным", умение свои ошибки переживать спокойно, анализировать их, идти дальше. Школа в этом ряду является промежуточным звеном, тренировочным полем для отработки этих жизненно важных, необходимых для жизненного успеха навыков. Именно в неправильных отношениях с ошибками я вижу причину неуспешности школьных отличников в послешкольной жизни.

Школьные ошибки – они учебные, тренировочные. Ошибся в контрольной– сделай работу над ошибками. Не сдал – пересдай. Сдал на двойку – замнется под весом других оценок, за домашку там или за лабораторную. Даже двойка за год – это не приговор, она превращается в осеннюю переэкзаменовку. Вот так и формируется здоровая в отношениях с ошибками психология троечника. Что-то вроде "ничего страшного, двигаемся дальше". Для дальнейшей жизни, насколько я сталкивалась, такой принцип может оказаться очень полезным.

3. Вписаться в критерий

Одна моя коллега однажды сказала: "Я оцениваю не знание физики, я оцениваю решение конкретной задачи". "Какая несправедливость!" – подумала я тогда. А потом передумала. Как оценить знание? Слышала, что некоторые убеждены, что те самые устные экзамены в вузы оценивали исключительно знания. Видимо, те преподаватели вузов, принимавшие те устные экзамены, обладали каким-то особым умением оценивать хоть и лично, но объективно. Хотя об этом нам, наверняка лучше поведают абитуриенты, провалившие те экзамены. Согласны ли они с тем, что их знания оказались неоцененными?

А я, и правда, оцениваю конкретную работу. Ответы на конкретные вопросы. И учу школьников вписываться в повороты. Уверена, что им в жизни это может пригодиться. Читала, что есть активисты, предлагающие отменить оценки, критерии, стандарты. Они верят, что это лишнее. Я не верю. Не оттого, что я против не стандартных ответов, творческих порывов и выходов за границы обыденности. Я за то, чтобы отличать стандартное от нестандартного, уже известное от принципиально нового, уместное от неподходящего. Я не считаю, что от того, что я научу ребенка быстро и, совпадая с ключами отвечать на тестовые вопросы, или решать генетические задачи стандартными способами, у него пропадут индивидуальность и творческое начало. Я не исключаю из работы олимпиадные задания и парадоксальные примеры. Но, даже оценивая творческие задания, я учу не путать ошибочные и нестандартные суждения.

На занятиях по подготовке к ЕГЭ (есть у нас такой муторный спецкурс), я говорю: "Дорогие мои, вы должны попасть в ключи. Не блеснуть своими знаниями биологии, а набрать баллы. В большинстве случаев это совпадет. В остальных делайте выбор в пользу ключей". Вот таким ужасам я учу. Зато, если в будущем уже не у детей встанет задача набрать баллы в каком-то рейтинге, написать заявку на грант, пройти стандартизированный отбор им может пригодиться умение анализировать критерии, для того, чтобы, ясно что временно, им соответствовать.

4. Столкнуться с неприемлемым

Рано или поздно в школе Вам встретится человек, которого для Вас станет невозможным принять. Это может быть задира-одноклассник, неприятный сосед по парте, предвзятый или некомпетентный учитель, злой завуч или кому еще кто немил. Жизнь так устроена, что в будущем нас ждет немало таких встреч. И опыт показывает что даже очень того желая, взаимодействия с неприятными, отталкивающими, неприемлемыми, просто фу какими личностями в жизни не избежать. Но школа – это такой инкубатор будущей жизни. Именно в школе дети впервые сталкиваются с необходимостью общения, взаимодействия, а зачастую и подчинения людям, которым не то, что подчиняться, с ними находиться рядом не хочется. И в школе у них есть страховка – родители, другие учителя, классный руководитель, иногда одноклассники или даже директор. Есть люди, которые помогут справиться с ситуацией в эмоциональном плане. И эти ситуации могут стать точками личностного роста. Особенно если их не раздувать, не преувеличивать искусственно и не усугублять. В любом случае у ребенка остается опыт. Так можно научиться не доказывать ничего тому, кто не готов слушать. Или что не всегда все заканчивается справедливо. Зачем учить таким гадостям детей? Затем, что им предстоит жить не в зефирном королевстве, управляемом добрыми феями по законам Страшилы Мудрого. Главное, чтобы школьник в конфликтной ситуации не оставался одиноким, чтобы была поддержка. Чтобы именно учили, а не обтесывали под свои нормативы. А то одна из выпускниц нашей школы, учительница и моя коллега сказала, изучая биологию в школе, она вынесла главный урок: "Я поняла, куда деваются глупые детиони вырастают и становятся глупыми взрослыми".

Отзывы

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru