Загрузка...

Чему учить для будущего

Чему учить для будущего

А в самом деле, как и чему мы учим детей в школе, если не знаем, какие профессии будут актуальны не то что через десять, но даже через пять лет?

К чему готовиться? Может, роботы оставят без работы весь неквалифицированный и среднеквалифицированный персонал. Или цифровизация покроет собой все процессы управления в бизнесе и производстве, и менеджеры будут никому не нужны. Или варварское потребление природных ресурсов все-таки приведет планету к экологической катастрофе. И тогда рынок профессий полностью переформатируется, и наше сегодняшнее видение перспективных специальностей растает как ледники в Арктике.

Нет, конечно, можно себя убеждать, что знание особенностей строения и работы гипоталамуса – это из разряда вечных ценностей. А уж если к этому прилагается умение расставить коэффициенты в уравнении окислительно-восстановительной реакции и запятые в сложноподчиненном предложении. Такому человеку во все времена будут открыты все профессиональные дороги.

Но есть и объективная реальность. Мой сын в этом году пойдет в первый класс. С трех лет он планирует сталь летчиком. Но к тому времени, как он закончит школу, возможно, все авиаперелеты будут управляться беспилотно. Да и моей профессии может уже не быть в современном ее понимании. Не факт, что сохранится необходимость массового образования в том виде, где обязательным является изучение внутреннего строения листа и стебля липы и формирования зародышевых листков в эмбриогенезе.

И как тогда работать? Как учить учителям? Как организовать обучение собственного ребенка?

Продолжать, как ни в чем не бывало,наизусть учить письмо Татьяны и искать подобные треугольники? Определять силу трения и подчеркивать однородные члены предложения? А надо ли учить всему этому, если мы не уверены, что полученные знания пригодятся ученикам в будущем?

И, я полагаю, что надо. Только целью нужно ставить не знания. Сами по себе школьные знания могут со временем оказаться невостребованными. А вот успешный опыт освоения новых знаний и умений, несомненно, поможет в будущем освоить любую профессию. Умение учиться станет преимуществом для наших детей в непостоянном, переменчивом и нестабильном мире. Ведь, скорее всего им придется мобильно переучиваться, осваивать новые сферы деятельности, технологии, профессии. В таком контексте важность школьного образования только возрастает. Ведь способность к эффективному самообразованию становится жизненно важной в условиях неопределенного будущего.

И главной задачей школьного образования я вижу именно научить ребенка учиться, извлекать суть, систематизировать, обобщать, осваивать, делать выводы. В идеале – его нужно научить изобретать, решать творческие и проектные задачи, оптимизировать методы и ресурсы. И, мне видится, это вполне можно сделать на школьном предметном содержании. При условии, если учителя найдут в себе силы уйти от предоставления школьникам готовых ответов и будут правильно задавать вопросы и ставить задачи. А нам, учителям, бывает очень сложно перестать думать за своих учеников и найти способы учить их думать самостоятельно. Это я по себе знаю.

И, мне кажется, именно в связи с негибкостью и неготовностью меняться нас, учителей, все больше будет набирать обороты семейное и дистанционное обучение. Но это уже другая история…

Отзывы

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru