Загрузка...

К школе готов. Часть первая

К школе готов. Часть первая

У нас такая страна, где каждый знает, как управлять государством, как играть в футбол и как учить детей. У нас в этих областях не надо специально учиться и приобретать опыт работы. У нас и так любой человек с любым образованием или без оного знает, как надо. Меня, по понятным причинам, волнует образование. Сейчас в образовании такой период, когда вступительные испытания при поступлении в первый класс запрещены. Проводить их, конечно, можно, если родители согласны. Но вот учитывать их при приеме первоклассников нельзя. А решение о том, в каком возрасте ребенку идти в школу, принимают исключительно родители, опираясь на свой опыт и представления о благе для ребенка. И оказывается, что в одном классе могут учиться дети с разницей в два года. Это в первом классе особенно заметно, ведь чем дети младше, тем существеннее отличия в развитии при разнице в возрасте год-два. Но и к выпускному классу может сохраниться ситуация, когда, не спрашивая паспорт, видно, кому этот паспорт еще только предстоит получить.

Для меня эта тема особенно важна, потому что мой ребенок родился первого января. И отдавать его в школу мне предстоит либо в шесть с половиной лет, либо в семь с половиной. Для себя я, конечно, решение уже приняла. Как человеку, погруженному в систему школьного образования с головой, мне в чем-то было легче, в чем-то сложнее. И я хотела бы выделить четыре основных момента, по которым я определяю готовность ребенка к школе.

1. Мотивация

Первое, в чем должен созреть будущий школьник, это, несомненно, желание учиться. Не желание узнать что-то новое, заглянуть в энциклопедию или набраться мудрости у фиксиков. Именно желание учиться в смысле трудиться, достигать результата через преодоление себя. Если такой интерес есть − желание достичь успеха через "постараться, потерпеть и все получится", это первый показатель взрослости и готовности быть учеником. Ведь, по большому счету, учеба в первом классе не требует особых глубоких знаний. Она требует системного труда, ответственности и соблюдения правил. Эти способности можно легко проверить дома, не прибегая суслугам специалистов. Например, затеять долгосрочный творческий проект − создать кукольный театр или настольную игру. Если заниматься предложенным делом регулярно и примерно по часу, можно увидеть, сохраняется ли у ребенка интерес к работе долгое время. Или же он ждет быстрого результата, сиюминутного и не готов пока прикладывать усилия для достижения результата отложенного.

Иногда мотивация к обучению у дошкольника видна ну просто невооруженным глазом. Она вытекает из того, насколько усложнились и затруднились его игры. Например, моя племянница, прежде чем приступить к собственно игре в принцесс, проделывала недельные подготовительные работы. Сначала она рисовала самих принцесс, их наряды, атрибуты принцессной жизни. Затем обустраивала им дворцы и прочие апартаменты. И только потом следовала непосредственно игра,постоянно приостанавливаемая для доизготовления недостающих атрибутов. И это при том, что комната забита многочисленными куклами, половина из которых являются принцессами по праву изготовления. Но мотивация к творческому труду в ребенке оказалась сильнее, желание трудиться, создавать, терпеливо идти к намеченному результату − это и есть учебная мотивация. И ее нужно дождаться. Не сидеть и ждать, конечно. Предлагать подходящие игры, отдавать в подходящие секции, читать подходящие книги. Ребенок должен наиграться в простые игры, научиться играть в игры, в которых нужно трудиться. Постепенно игры уйдут, а труд останется. И если все сделать правильно, то и удовольствие от труда останется. Но отдавать в школу ребенка, который не готов пока достигать результата в труде − это бессмыслица. Вам же потом придется десять лет ходить по учителям и завучам, приговаривая "мой ребенок уже в пять лет умел читать, знал китайские иероглифы и тысячу дат российской истории, а Вы у него отбили желание учиться!" Потому что иногда, ведомые собственным желанием верить в исключительные способности своего ребенка, мы путаем понятия "любопытство плюс хорошая память" и "мотивация к учению".

2. Двигательное развитие и моторика

То, что развитие ловкости и чувствительности пальчиков взаимосвязано с развитием интеллекта в самом широком смысле, сегодня известно уже, не побоюсь преувеличить, всем. Конечно, мы не заставляем больше сортировать гречку и пшено по разным тарелочкам. Хотя в некоторых раннесоветских книгах по педагогике, которые я находила в шкафу у бабушки, такое упражнение было рекомендовано для дошкольников. Сегодня мы записываем в студии лепки и бисероплетения. И это, безусловно, полезно, точно так же, как и вязание крючком или макраме. Одна моя знакомая, психолог, оценивающий готовность будущих первоклассников к школе, предлагает в качестве теста на моторику ребенку пришить маленькую пуговицу к кусочку материи. При этом вставить нитку в иголку и завязать узелок он должен сам. Другой вариант задания − раскрасить мелкую картинку, не выходя за контуры. Видимо, такими испытаниями проверяется также терпение. В школе от ребенка будут требовать очень многого: ровно проводить линию, аккуратно писать, лепить мелкие детали, попадать цифрами в клеточки. Его пальчики должны быть готовы, должны успевать за его мыслями. А у некоторых мам, у которых не хватает терпения подготовить детские пальчики к школьным нагрузкам, сегодня актуально просто назвать своего ребенка "дизграфиком".

Отдельно нужно иметь ввиду двигательное развитие. Ребенок должен уметь понимать окружающее его пространство, видеть и принимать во внимание предметы и объекты вокруг себя. Ему нужно научить осознавать себя, свое тело в окружающем мире. Есть даже такие исследования, в которых дети, которые лазили по горкам, полосам препятствий и всяким прочим лабиринтам, в будущем лучше усваивали приставки и предлоги (над, под, с, в, между). И они же демонстрировали лучшее понимание и пространственное мышление на уроках геометрии в старших классах. И это как раз тот аспект развития, который электронными моделями или даже конструкторами не заменишь. Значит, готовясь к школе, в перерывах между школами раннего развития и балетом ребенок должен лазить, бегать, карабкаться и кататься. Среди первоклассников всегда можно увидеть нескольких ребятишек, у которых этот момент развития упущен родителями. Они, заходя в столовую, врезаются в дверь, а вставая из-за парты, опрокидывают стул, на уроках физкультуры − не могут убрать мячи на полку. И я понимаю, как сложно объяснить маме ребенка, который читает и считает в пять лет, что пока он не научится ровно раскрашивать и слезать с турника, ему рано идти в школу. Пробовали, знаем...

Продолжение следует...

Отзывы

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru