Загрузка...

Как мы интегрировались в Оксфорде

Как мы интегрировались в Оксфорде

Этот проект придумали родители восьмиклассников нашего лицея. Очень талантливые организаторы, которые на своих плечах вытянули всю логистику проекта и реализовали свою авторскую идею, решив все поставленные задачи. А ведь на момент обсуждения задумки я была в числе тех, кто не верил...

Учителя и дети на две недели выехали в Оксфорд, где в первой половине дня интегрировались в государственную английскую школу, а во второй половине осваивали насыщенную культурную программу в Оксфорде, Лондоне и окрестностях. Интегрировались – значит, разбивались по одному и без друзей, парашютов и переводчиков, жили жизнью английских школьников или учителей.

В результате, я увидела одну школу изнутри. Поэтому я не претендую на обзор Британской системы школьного образования. Я просто хочу поделиться тем, что меня и моих учеников удивило в одной из Британских школ.

Мы побывали в государственной Secondary school, там учатся дети с 11 до 18 лет. Фотог афировать в школе нельзя. Даже доставать телефон нельзя. Так что приготовьте воображение. Школа представляет собой не единое здание, а комплекс маленьких узкокоридорненьких двухэтажных домиков, каждый со своей специализацией. Из-за того, что я учитель биологии, я побывала только в административном домике и в домике естественных наук (science department), где пронаблюдала уроки биологии и естествознания (это такая биология-физика-химия в одном флаконе). Вообще, все учителя попали только в корпус по своему профилю. А дети побывали во всех строениях, включая спортивный комплекс.

Что узнала от детей

В любом классе на уроках математики считают на калькуляторе. Это их особенно удивило. Одна наша девочка на перемене развлекала своих временных одноклассников тем, что наизусть отвечала таблицу умножения. Пользовалась большим успехом. Вообще, математика оказалась детям не по возрасту: программа отстает от нашей на два года примерно.

Много уроков, на которых все просто развлекаются. На уроке драмы девятиклассников учили накладывать макияж. На уроке искусства семиклассники перерисовывали в тетради рекламные страницы из глянцевого журнала. Можно было выбрать себе рекламу по вкусу, подложить журнальный лист под чистый белый и карандашиком аккуратненько обвести. На уроке с названием "религия" изучали, что любой спор лучше всего решать в суде.

На уроке истории по теме "Диктаторы XX века" изучается связка Гитлер-Сталин-Муссолини.

На уроках в области естественных наук очень много практики. Про то, что за две недели пребывания не на Родине мои восьмиклассники успели вскрыть овечьи сердца и разрезать коровьи глаза, я уже в Инстаграм писала. А были еще опыты с электричеством, намыливание линеек с целью уменьшения трения и лабораторные по химии.

"У них на уроках можно делать, что хочешь. Вы бы за такое убили." В категорию "что хочешь" попали: есть, пить, не выполнять задания, разговаривать, не слушать, не записывать, спать.

"На уроки можно не ходить, если физрук назначил тебе дополнительный спорт".

"У них по четыре урока в день. Почему у нас нельзя так сделать?"

Что я узнала от местных учителей

Это государственная школа. Она выдает госстандарт, но не готовит к высшему образованию. Если родители хотят, чтобы ребенок поступил в университет, они должны его отдавать в частную школу или в Grammary school – что-то вроде государственной школы для одаренных детей, туда нужно сдавать экзамены и там трудно учиться.

В обычную же государственную школу принимают всех с прикрепленной территории (вроде нашего микроучастка). Учиться в школе обязательно. Но присутствующих на уроке учителя не отмечают. Это делается как-то электронно.

Все учебные материалы закупает школа. Включая тетради, ручки, линейки, не говоря уж об учебниках. Родители платят только за школьную форму и школьную спортивную форму. Они у всех школ разные. Каждая школа выбирает свой корпоративный цвет, его можно разбавлять белым и черным.

В начале учебного года каждому учителю выдается книга, в которой расписано поурочное содержание его предмета. Менять его нельзя. В этой же книге содержатся контрольные и проверочные работы на весь год, их тоже менять нельзя. Это строго контролируется. Для учителя эти книги бесплатные. Их заказывает школа по специальным каталогам. Вот этот момент меня затронул сильнее всего. Судя по всему, наши реформы в области образования ровно к этому и ведут. Стандартизация, со всеми ее плюсами и минусами. Тот, кто работает плохо, может быть, следуя стандарту, начнет работать лучше. На это вся надежда. Потому что тот, кто работает творчески, знает и умеет больше, чем предусмотрено стандартом, для разных классов подбирает разные задания и строит урок по-разному, тот, я уверена, затоскует на работе и станет работать хуже. Или уйдет из профессии, хорошо если в репетиторство.

На уроки, и правда, можно не ходить, если у ученика сегодня спорт. Эти ученики (до половины класса) сразу приходят в школу в спортивной форме. И находятся только на тех уроках, которые попадают в перерыв между тренировками. Если перерыв заканчивается, они встают, говорят учителю: "Я иду на спорт". И уходят.

В начале каждого учебного года классы перемешиваются. Само понятие класс не подразумевает совместную учебу. Это организационная структура. Каждый день в начале и конце дня происходит собрание класса, на нем делаются объявления, замечания, даются указания на ближайшее будущее. Для уроков формируются группы в зависимости от того, какие необязательные занятия кто выбрал и как это все уложить в расписание. Из-за этого выбора у отдельных детей могут быть перерывы между уроками до полутора часов.

Родителям в школу можно приходить только два раза в год в назначенное время для индивидуальной беседы с учителем. Время, отведенное на одну семью, составляет пять минут. Если случился форс-мажор, родителей могут вызвать дополнительно. Но, как мне сказали, это случается редко.

Что я увидела своими глазами

Учителя не беспокоит дисциплина на уроке. Он вещает свое, они делают свое. Учителя, которые мне повстречались, просто не тратят свое время и силы на замечания и наведение порядка. Для меня, рьяного сторонника армейского уклада на уроке, происходящее показалось уж очень непривычным. И да, мысли об "убийстве" возникали.

Не все носят форму. Мне всегда казалось, подкрепляясь научными данными из сериалов, что это только наши оболтусы пытаются выпрыгнуть из школьной формы и запрыгнуть во что-то нерегламентированное. Оказалось, аргумент "у меня брюки в стирке" – интернациональный. А часть, и правда, сидит в спортивных трусах, получает какие-то сообщения на телефон, встает и рядами уходит на спорт. Теперь на Олимпийских играх я предвижу сокрушительную победу английской сборной. А пятница, вообще, спортивный день. Других уроков нет, все на спорте. Суббота – выходной.

Структура уроков аналогична нашей. Я делаю примерно то же и примерно в том же порядке. Только нет понятия "тема". На одном уроке они изучают лист, его внутренне строение и выполняемые функции. На следующем же изучают животных, в частности, насекомых. Скорее всего, я просто не разобралась, почему так.

И все равно, все работают по-разному. Учительство – работа индивидуальностей. Ричард – один из учителей, с которыми я познакомилась, умеет любой самый стандартный стандарт превратить в приключение. Он сам делает презентации к урокам (что, по его словам, не часто случается с учителями), и делает их просто потрясающе. Безупречная логика, высочайшее качество изображений, лаконичные комментарии. Он чудесно объясняет: достаточно научно, но очень понятно. При этом он очень артистичный, у него тонкий юмор и он откровенно любит свою работу. Еще он говорит, что его ценит руководство...

А в целом, забавно бывает вынырнуть из своего пруда и посмотреть, что там за дальними морями. Чему-то удивиться, чему-то возмутиться, чем-то восхититься. Конечно, мне кажется нормальным то, к чему я привыкла и поражает все непривычное. Видимо, нездоровый консерватизм –разновидность моих профессиональных деформаций.

Возвращаясь в Новосибирск в самолете, мы с учениками решили больше ценить друг друга.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru