Загрузка...

Как учиться учителю

Как учиться учителю

Из кого точно не получится не только хорошего учителя, а вообще никакого не получится? Из того, кто считает, что процесс получения образования останавливается с получением диплома. Из того, для кого образование не стало неотъемлемой составляющей жизни. Из того, кто довольствуется имеющимся уровнем и не стремится постоянно расти и развиваться. Из того...  Ну, вы поняли.


 

А как на самом деле? Ты приходишь вся такая или, что реже, но даже лучше, весь такой молодой и энергичный в школу. Взгляд твой лучится от переполняющих голову светлых идей. Руки твои хватаются за мел и стилус от интерактивной доски одновременно– надо же их чем-то занять, чтобы не кинулись обнимать всех этих чудесных школьников. И прочее. От радости директора, принявшего молодого специалиста в крепкую семью коллег-педагогов до пятерок, так и запрыгивающих в журнал ровными колонками. И тут выясняется, что каждый педагогический работник обязан, согласно федеральному закону, раз в три года выполнить программу курсов повышения квалификации и предъявить удостоверение установленного образца о том, что это повышение квалификации состоялось.

Раз в три года? А почему так редко? Учитель же должен постоянно учиться, идти в ногу со временем! Это ты так думаешь, не познакомившись пока с системой повышения квалификации педагогических работников. Подожди, пройдет совсем немного времени, и на курсы повышения квалификации тебя будут именно направлять. А ты будешь этому вовсе не рад. Или не рада.

Насколько мне приходилось сталкиваться, курсы повышения квалификации – это практически всегда лекции. Долгие лекции. Организованные в соответствии с лучшими образцами долгих лекций. Бывало, что лектор оказывался харизматичным, остроумным и контактным человеком. Иногда бывало, что лектор имел собственный опыт работы со школьниками. Чаще – это был опыт сотрудничества со школами в качестве научных руководителей или опыт подготовки студентов педагогических вузов. В подавляющем же большинстве случаев, это были лекции, читаемые маститыми, признанными и не очень теоретиками педагогики.Но это все равно лекции. На этих лекциях меня обычно просили отметиться в списке присутствующих. Тем, кто не посетит бОльшую часть лекций и не сумеет при этом договориться, чтобы его отметили добросовестные коллеги-слушатели, обещали не выдать то самое заветное удостоверение установленного образца. За которым, собственно, мы и пришли на курс лекций. Ну не за вдохновением и современными педагогическими технологиями, в самом деле, ходить на лекции. Напосещавшись вдоволь курсов повышения квалификации в Академиях и Институтах, я решила искать альтернативу.

Но есть у меня и еще более грустный опыт. Я пробовала стать слушателем коммерческих организаций, предлагающие педагогам разнообразнейшие программы на любой вкус за любые деньги. Предложения эти распространяются в школы путем забрасывание всех электронных адресов, указанных на сайте организации, рекламными рассылками. Также в ход идут назойливые телефонные звонки с необоснованными чаще всего просьбами ознакомиться с предлагаемыми программами. Названия таких программ обычно следуют последним трендам педагогической моды. В последнее время, например, предлагают в считанные дни стать учителем робототехники, мастером ментальной арифметики или специалистом по инклюзивному образованию. Я пробовала поучиться у околообразовательных бизнесменов. Получилось плохо. Потому что поверхностно, формально, топорно и совершенно бесполезно. Может, мне просто не повезло? Зато это было быстро и необременительно. Если коротко, то можно заплатить, особо не напрягаться и получить удостоверение, которое будет формально доказывать повышение квалификации учителя. Хотя бизнес, конечно, с душком. Зарабатывать на учительницах, которые не хотят учиться, а хотят откупиться. Обидно, если у нас в системе это оказывается прибыльным.

В последние годы достаточно эффективным, особенно поначалу, мне показалось дистанционное обучение. Тем более, что в этой сфере стало появляться все больше качественного контента. И, конечно, неоспоримое удобство интернет-лектора в сравнении с реальным человеком, буквально очаровывает. Не один борщ был мною сварен, множество пирогов испечено под параллельное освоение новинок педагогических подходов. А возможность поставить свое обучение на паузу, сохранить любопытные вещи в закладки и просто вернуться к нужному фрагменту – это же так удобно! Но за пару лет такое удаленное обучение с виртуальным наставником и коллегами с мелкими едва различимыми аватарками в чате сбоку от главного окна занятия –иэто так одиноко...

Я для себя пришла к выводу, что для полноценного повышения профессиональной состоятельности, для вдохновения и для анализа изучаемого вопроса мне требуется качественное профессиональное общение. Не угнетающее перетирание проблем современной школы, обмусоливание потребительского отношения со стороны родителей и оскорбительности учительских зарплат. За этим нужно записываться на лекции. Мне хочется учиться вместе с людьми, у которых можно многому поучиться в процессе учебы. Формулировка, конечно, так себе. Но смысл в ней есть. Я хочу совмещать свое обучение с качественным профессиональным общением. Я хочу видеть реакцию коллег на изучаемый материал. Хочу участвовать вместе с опытными, технически и педагогически продвинутыми коллегами в решении проектных задач, обсуждении профессиональных тонкостей, разборе кейсов, создании новых образовательных ресурсов.

Где так бывает? По моему опыту, подобные условия создаются для педагогов на качественных конкурсах профессионального мастерства. Там, правда, есть еще этот не всегда здоровый дух соревнования. Но преимущества настоящей коммуникации с коллегами для меня все-таки важнее. Самые настоящие удостоверения о повышении квалификации из всех, вложенных в мое личное дело согласно требованиям проверяющих инстанций, именно те, что я привезла с педагогических конкурсов.

Отзывы

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru