Загрузка...

Как я готовлюсь к уроку

Как я готовлюсь к уроку

Урок – основная форма моей работы. Если коротко, то я не верю в домашние задания, я верю в уроки. Урок – концентрированное образование. На уроке мы учимся и предмету, и способам получения новых знаний, и взаимодействию со "старшими по званию" и "товарищами по несчастью", и самодисциплине. Учитель, который не умеет вести уроки – профессионально непригоден. Для меня профессиональный рост – это, прежде всего, улучшение качества моих уроков.

Подготовку к уроку я начинаю с отбора содержания. Я определяю обязательный минимум содержания по изучаемой теме. Смотрю, в каком объеме и в каких конкретно формулировках встречается этот материал в программе по предмету, контрольных работах, экзаменах, опять же в ЕГЭ. Это то содержание, которое на уроке должно быть обязательно и должно быть подано как основное, необходимое, базовое. Затем я подыскиваю, чем этот минимум можно разбавить. Подойдут парадоксальные наблюдения, эксперименты, забавные случаи, ситуации из повседневной жизни, личного опыта, случаи из жизни ученых, занимающихся этой темой, шутки. На уроке этот материал разбавит обязательное содержание и снизит градус занудности происходящего.

Самым главным моментом я считаю обработку информации. Все, что может быть нарисовано, должно быть нарисовано. Рисунок делает изучаемый объект объемным, живым, понятным. Иногда целую страницу текста можно уместить в небольшой рисунок, и все станет понятно. И какой слой к какому прилегает, и в каком направлении двигаются вещества, на каком этапе процесса какие реакции происходят. Причем принципиально важным я считаю именно рисование вместе с детьми. Не вклеивание кем-то нарисованных картинок, не раскрашивание в готовой рабочей тетради. Учитель рисует на доске, объясняет, почему так, какие лини что обозначают, какие стрелки на что указывают. А класс рисует вслед за ним. Тут сразу все. И рисование гораздо приятнее, чем конспектирование. И понятнее все получается, и компактнее, и веселее.

Все, что нельзя нарисовать, нужно обратить в схемы. Чем старше класс, тем больше должно уходить на самостоятельную схематизацию материала учениками. Принцип работы тот же – не переписывание готовых схем из учебника или справочника, аименно создание схемы под руководством учителя. Такой схемы, где каждое слово продумано, каждая стрелка обоснована.

Я учу детей, что просто взять и почитать что-нибудь про что-нибудь – это еще не изучение. Что изучение должно быть системным. Любой объект, любую тему, любое новое понятие мы изучаем по схеме: определение – строение – свойства – функции. Проще говоря, чтобы что-то изучить, мы должны ответить про него на четыре вопроса: что это, как оно устроено, какими свойствами оно обладает, как оно работает. Такой подход поможет ребенку понимать, всесторонне ли изучена тема, готов ли он к уроку, контрольной работе и т.д. Но главное, что у него появляется универсальный подход к изучению любого нового для него предмета, не обязательно связанного с биологией.

Я помню, как тяжело мне давалась длительная однообразная деятельность во время моего обучения. У нас в лицее урок в любом классе длится 40 минут. Я разбиваю урок на четыре десятиминутки. Ход урока планирую так, чтобы каждые десять минут у ребенка менялась форма деятельности. Например, говорим – пишем – случаем – пишем. Может показаться, что это все равно будет скучно, ведь ни тебе игр, ни тебе фокус-групп, ни тебе еще каких-нибудь модно-завлекательных прибамбасов. Но будет скучно или нет, зависит от того, о чем и как говорить, писать, слушать. И я против превращения уроков в игры. Потому что это обман. Я не собираюсь внушать школьникам, что образование – это игра и веселье. Я хочу показать им, что учиться трудно, это требует усилий и самоорганизации. Но также, если учиться систематически и системно, то это может быть интересно, полезно и может приносить удовольствие, как приносит удовольствие человеку ощущение хорошо сделанной работы.

В конце урока у ученика должен остаться конспект, состоящий из основных определений, рисунков и схем. Я обязательно пишу конспект себе. Я выполняю одним цветом конспект в том виде, каким он останется у ребенка, а по нему делаю пометки другим цветом для себя. Это помогает мне держать объем детских записей под контролем. Все, что объемом превышает один лист, нужно сокращать. Иначе урок превратится в бесконечную писанину, не оставив времени ни для чего другого. В своих пометках я делаю шпаргалки сама себе. Отмечаю время, отведенное на каждом этапе, делаю шпаргалки о том, где на что хотела обратить внимание, какие планировала логические переходы между разделами, где какое видео включить или какие слайды открыть.

Кстати, о презентациях, анимациях и прочих мультиках. В этом вопросе я руководствуюсь принципом "не выпендривайся". Если без презентации можно обойтись, я работаю без нее. Просто работаю по старинке с мелом, доской и детьми. Если, конечно, нужно видео, будет видео. Например, если мы изучаем движение кальмара, я включаю видео с кальмаром. Если изучаем ископаемые останки вымерших животных, я включаю изображение останков. Если путешествие Дарвина – карту с маршрутом, достижения селекции – породы животных и сорта растений. И так далее. Но если обращение к фото, видео и анимациям не несет образовательного смысла, и без них можно обойтись –не бужу компьютер лишний раз. Считаю, что сделаю больше добра, развивая мышление и логику своих учеников, чем развлекая их картинками из учебника, спроецированными на большой экран.

Финал урока у меня всегда получается немножко концертным. Он или открытый. Это если заканчиваем одну тему, забрасывая удочку на следующую. Что-то типа "и именно знания о работе иммунной системы помогут нам понять, как работают современные противовирусные вакцины". Или открытый вопрос для размышления. "Как вы считаете, естественный отбор как движущая сила эволюции имеет влияние на современно человека?". Произносится под звонок. Чтобы получилось так, что их отпустили, а им не хочется уходить. Главное, все равно отпустить, чтобы у детей осталось ощущение, что хочется вернуться и дообсуждать.Если тема или раздел завершены, я могу в конце назвать понятия или темы, связанные с изученным. Если то, что было на уроке понравилось и заинтересовало, так можно навести ребенка на мысль самостоятельно продолжить изучение этого раздела. "Еще очень интересно, как происходит половой процесс у инфузорий, но мы этого изучать не будем. Кому интересно, почитайте сами."

Или я оптимистично задаю домашнее задание. Когда первый раз пробовала, сама не верила, что получится. Но сейчас очень часто делаю так: "Вижу, что вы с этой темой разобрались, молодцы, поэтому на следующем уроке проведем проверочную работу, домашнее задание такое-то и такое-то". Получается, что проверочная работа идет как бы в подарок. И, между прочим, многие (не вру) радуются.

Потому что у меня удивительная работа.

Отзывы

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru