Загрузка...

Не хватает учителей

Не хватает учителей

В школах не хватает учителей. Даже в очень хороших школах есть вакансии. На последней встрече с руководством областного педагогического университета была озвучена информация, согласно которой в школах Новосибирской области открыто 800 вакансий для педагогов. А на последнем подведении итогов календарного года в Министерстве образования области сообщили, что в этом году в первые классы было принято на 1000 учеников больше, чем в предыдущем. И в следующем году мы продолжим наблюдать прирост числа школьников в области. И ведь мы именно наблюдаем.

      Учителя советской закалки, выносливости и самоотверженности стареют, выходят на пенсию, уходят из школы, отработав порой несколько десятков лет после достижения пенсионного возраста. Но это ведь не является неожиданностью. Они же только выглядят вечными. На деле же они тоже, как и все мы, устают, выгорают, накапливают проблемы со здоровьем, теряют силы. И уходят.

    А как оно могло бы быть в идеальном мире? На смену им могли бы приходить молодые выпускники педагогических вузов. Современных, технологически и методически обеспеченных вузов. Тех, которые готовят своих выпускников к работе в современных школьных реалиях. Тех, где учат достигать не только предметных, но и метапредметных, и личностных результатов. Тех, где учат уместно и грамотно использовать информационные технологии в образовательном процессе, умело разрешать конфликты, обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение обучения и выстраивать индивидуальные образовательные траектории школьников. И они, молодые, энергичные, подготовленные, современные и местами опережающие свое время, вдохнули бы новую жизнь в сегодняшние школы. И самим фактом своего существования, без насаждения и принуждения к реформам и инновациям. Современные информационные и педагогические технологии стали бы для них не камнем преткновения и темным лесом, а удобным арсеналом инструментов, позволяющим непринужденно справляться с трудностями педагогической профессии.

Это меня, конечно, занесло. А как у нас?

У кого, у нас? У нас очень благополучная школа. Относительно многих школ. Мы и в рейтингах, и в конкурсах, и в списках лидеров, и в жуткой тесноте из-за крайней переполненности.

       И у нас каждый год открываются вакансии. Что неудивительно. Ведь численность учеников возрастает. И каждый год мы провожаем кого-то из коллег на пенсию. А молодые учителя к нам не приходят. Почему не приходят? Возможно, одним из факторов является то, что наша образовательная организация расположена, мягко говоря, не по линии метро. А именно, в лесной зоне Новосибирского Академгородка. Это отдаленный район даже для всех интернет-магазинов, я проверяла. Жилье в научном центре Новосибирска стоит очень дорого.Семьи молодых учителей, видимо, выбирают для жизни районы с более доступной недвижимостью. Да, это все так. Но что-то мне подсказывает, что главные причины нехватки молодых профессионалов лежат не в этой плоскости.

    Ведь какие факторы могут привлечь в организацию талантливых молодых специалистов? Наверное, это интересная творческая работа, комфортная заработная плата, перспективы профессионального развития и высокий общественный статус профессии. У нас в школах, как я понимаю, есть первое без остального. И еще есть какой-никакой соцпакет и гарантированный продолжительный отпуск летом. Но все-таки без остального. И это грустно. Обидно, что люди, потенциально способные реализовать себя в творческой, социально-значимой и доброй профессии, вынуждены идти на компромисс со своей потребностью в самореализации и выбирать работу поденежнее.

       

      Но есть и другой аспект проблемы. Время от времени выпускники педагогических вузов все-таки заявляют о своем желании работать в школе. И, вроде бы, ничего не внушает опасений при приеме молодого специалиста на работу. Чаще всего это выходцы из педагогических семей, улыбчивые и позитивно настроенные молодые люди с новенькими, еще поскрипывающими и похрустывающими при раскрытии дипломами. И в 80% случаев они не справляются. 20% я оптимистично оставляю на неизвестные мне случаи. Они просто не готовы. Они не умеют не то, что провести урок, даже поздороваться с классом нормально –спокойно, доброжелательно и уверенно не могут. У них проблемы с дисциплиной, колонки двоек за контрольные работы, незаполненные электронные журналы и монотонные однообразные уроки. И жалобы. Бесконечные жалобы от родителей в администрацию школы и высшие инстанции. Поводами для жалоб становятся и профессиональные навыки молодых учителей, и конфликтная личная позиция, и неуместное и неумелое использование тех самых современных информационных технологий.

       Согласно порядку адаптации молодого специалиста в школе, ему положен наставник из числа опытных педагогов. То есть, его, молодого учителя, сначала 5 лет учат в вузе работать по-новому. А потом он приходит в школу, и его переучивают работать по-старому. В тех школах, где к вопросу наставничества подходят серьезно, переучивание пойдет полным ходом. Наставник и наставляемый будут ходить на уроки друг к другу, изучать контрольные и проверочные работы друг друга, обсуждать и планировать профессиональную деятельность молодого педагога. Хорошо это? Из имеющихся вариантов развития событий, этот – один из самых благополучных. В таком случае у начинающего учителя может получиться благополучно вписаться в педагогический коллектив. А при определенном складе личности он все равно сможет сохранить свою индивидуальностьи профессиональное лицо. Но о каких реформах, инновациях и качественном преобразовании школьной системы можно вести речь в таких обстоятельствах?

   А, собственно говоря, почему вообще школа должна переучивать и перекраивать готовых специалистов с дипломами? Или это во всех профессиях так? Летчиков переучивают в самолетах, врачей в операционных, а кондитеров в кондитерских? По какой причине мы ставим перед школами задачу осовремениваться, адаптироваться к реалиям, удовлетворять потребностям века информации? Почему же перед педагогическими вузами не стоит задача обеспечить школы современными специалистами? Почему в педагогических университетах не учат быть современным педагогом?

Все эти мысли для меня складываются в одну картину. Если в ближайшее время педагогические вузы не переориентируются на качественную и адекватную реалиям подготовку педагогов. Если власти не будут принимать меры по привлечению молодых учителей в школы. Если сами школы не начнут целенаправленно поддерживать и удерживать начинающих специалистов в школе. То уже в самое ближайшее время работать в школах буде просто некому.

Дорогие мои читатели, дочитавшие до последнего абзаца! Спасибо вам за терпение и устойчивость! И да, я понимаю, что есть исключения. Я рада, что вам встретились талантливые молодые учителя, выбравшие профессию по призванию и ведущие отечественную педагогику в светлое будущее. И мне однажды встретилась такая коллега. Молодая, умная, чувствующая детей и умеющая с ними работать. Но она ушла в декрет, потом еще в декрет, а потом передумала возвращаться в школу. И именно о ней я думаю, когда к нам в школу приходит новый специалист без опыта работы или с неприятным послевкусием увольняется не проработавший и трех лет молодой педагог.

Отзывы


Alex
А Я ВОТ ДУМА О ТОМ, ЧТОБЫ ПРИЙТИ РАБОТАТЬ В ШКОЛУ. ПОТОМУ ЧТО СЕЙЧАС У МЕНЯ КАК РАЗ ТОТ САМЫЙ КОМПРОМИСС МЕЖДУ ПРИЗВАНИЕМ И КОМФОРТНЫМ СУЩЕСТВОВАНИЕМ, О КОТОРОМ ВЫ ПИШИТЕ. ПО ДИПЛОМУ ПРЕПОД НЕМЕЦКОГО, В АКАДЕМГОРОДКЕ ШКОЛ С НИМ НЕ МНОГО, ХОЧУ ПРЕПОДАВАТЬ АНГЛИЙСКИЙ ЕЩЕ :) НО ДЛЯ ЭТОГО НАДО УЧИТЬСЯ. В РАСТЕРЯННОСТИ, КУДА ИДТИ, ПЫТАТЬСЯ В ШКОЛУ ИЛИ УЧИТЬСЯ СНАЧАЛА СНОВА. ЕСЛИ УЧИТЬСЯ, ТО КУДА? ОПЫТА УЧИТЕЛЬСТВА НЕТ, НГУ ЗАКАНЧИВАЛА БОЛЬШЕ 10 ЛЕТ НАЗАД. МОЖЕТ БЫТЬ, ПОДСКАЖЕТЕ, КАК БЫТЬ?
Ответить
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru