Загрузка...

Про дисциплину

Про дисциплину

Я замечаю, что среди подписчиков моего блога все больше коллег. И я все чаще получаю от них вопросы профессионального характера. И самый частый среди них – вопрос про то, как добиться от школьников уважения и соблюдения дисциплинарных требований на уроках.

Вопрос, и правда, актуальный. Вокруг очень много информации про случаи вопиющего поведения несовершеннолетних, агрессию школьников по отношению к учителям. И в то же время с подобными проблемами сталкиваются не все педагоги. У меня, например, есть один коллега, которому из года в год мы поручаем (потому что слово «сплавляем» мне показалось грубым, но суть именно такова) самые сложные в поведенческом плане классы. А он, такое чувство, этого не понимает. И они у него каким-то волшебным образом превращаются в воспитанных и благополучных учеников. Да и сама я, не буду кокетничать, достаточно успешно организую спокойную рабочую обстановку на своих уроках. Никаких секретов, как водится, в таких вопросах не существует. Но есть некоторые умозаключения.

1. Кто ищет, тот найдет

Я уверена, что падение нравов подрастающего поколения, оно, как красота, в глазах смотрящего. Другими словами, если учитель идет на урок бороться с нарушителями дисциплины, он их обязательно найдет. И непременно потратит немало сил на противостояние с ними, на поиск зачинщиков и виновных. Потому что мы все, в конечном итоге, видим то, что хотим видеть. Одна моя коллега, учитель математики, однажды мне сказала: "Нет классов с плохой дисциплиной, есть неправильно подобранные к уроку задачи". Мне эта фраза, услышанная в самом начале профессионального пути, очень крепко засела в голову. На ее основе я определила свой собственный принцип: "Я иду на урок не бороться за дисциплину, а проводить интересное, занятие". И я стараюсь не высматривать нарушителей, а вовлекать всех неохваченных и занимать всех незанятых. При таком подходе фокус проблемы смещается с поиска виновных на усовершенствование педагогических подходов и технологий.

2. Если случай критический

Да, меня тоже раздражают блаженные проповедники вселенского добра, отказывающиеся видеть реальность из-за своих разной степени розовости очков. Но в то же время я считаю твердое внутреннее стремление видеть в окружающих в первую очередь положительные стороны и качества одним из качеств первичной профпригодности школьного учителя. И даже при таком подходе, встречаются на пути школьного учителя сложные и острые конфликтные ситуации. У меня было несколько таких случаев. Например, один из учеников в знак несогласия с выставленной оценкой за четверть, кидал в меня стул. И исключительно из-за недостаточной физической подготовки не докинул. В другой ситуации ученик упорно отказывался выполнять любые работы по предмету. Он вслух планировал, что в конце учебного года его дедушка-академик вступит во взаимодействие с администрацией школы и обеспечит ему выставление "нормальных оценок". Было и еще насколько занимательных ситуаций. В таких обстоятельствах, когда речь идет не о соблюдении элементарных норм и правил поведения в школе. Если ситуация острая, и учитель оказывается участником конфликта, уместно и никак не приведет к снижению авторитета обратиться за помощью. Реальную поддержку, содействие в разрешении напряженного конфликта могут оказать классный руководитель, родители ребенка, школьный психолог или администрация.

Конечно, такие ситуации всегда становятся испытанием для учителя. И главная опасность в таких случаях – это соблазн озлобиться погрузиться в конфликт с ребенком на равных, желая победить и наказать виновного любой ценой. Я думаю, что если учитель однажды встает на этот путь – противостояния с учеником без оглядки на то, что он заведомо сильнее, взрослее, авторитетнее и на его стороне выступает Система, он обречен. Вся его профессиональная жизнь будет отравлена этой борьбой. Борьба за дисциплину, вычисление зачинщиков, наказание виновных, требования извинений перед всем классом и металлическое "повтори, что ты только что сказал" станут обязательной, неотъемлемой отставляющей его педагогических будней. И, конечно, ощущение собственной беспомощность в борьбе с бессмысленным и беспощадным подростковым бунтом.

Совсем недавно в сложную конфликтную ситуацию попала одна моя молодая коллега. Не просто коллега, а моя выпускница. Она училась в классе, где я первый раз была классным руководителем. К тому же перед самым выпуском именно с ней и ее мамой у меня был конфликт, затянувшийся на несколько дней. После него мы, конечно, помирились и пришли к согласию. И вот теперь она оказалась в похожей ситуации. Хотя, нет, в гораздо худшей, обидной и несправедливой к ней ситуации. И она справилась! Не озлобилась на ребенка, не стала затягивать и обострять ссору, не воспользовалась возможностью осложнить жизнь ученику и его семье. И авторитет ее как учителя только вырос среди ее учеников и родителей этого класса.

3. Не бороться за уважение

Я не верю, что уважение можно завоевать. Да и не обязанность это для учителя –бороться за уважение. Наоборот, педагог должен уважение демонстрировать. Хочешь, чтобы школьники уважали твое время и приходили вовремя на уроки – уважай их время. Начни сам приходить в класс вовремя и завершать урок со звонком, и зеркальным отражением возникнет детская пунктуальность. Для того, чтобы все работы сдавались вовремя и никто не выпрашивал немотивированных отсрочек и не прикидывался неосведомленным об установленных сроках, нужно учителю самому соблюдать подобные требования. Мы, учителя, должны сначала сами научиться вовремя записывать домашние задания, проверять собранные работы и выставлять в журнал отметки. И многое другое. Вежливое обращение по имени, готовность выслушать и ответить на вопрос, корректные формулировки замечаний обеспечат нам ответную вежливость. А за ней, может быть, придет и уважение, перед которым все дисциплинарные проблемы беспомощно падут ниц. Ну или хотя бы станут редкими.

Отзывы

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru