Загрузка...

Про репетиторов

Про репетиторов

Репетиторство есть. Его очень много. Оно уже привело к развитию масштабного сектора теневой экономики. Стало существенной статьей расходов в семейном бюджете и весомым источником доходов для вузовских преподавателей и школьных учителей. Об этом все знают, и большинство молчит.

С одной стороны, репетиторство выявляет слабость и несостоятельность школьной системы образования в нашей стране. В то же время, насколько мне известно, феномен репетиторства распространен в таких странах, как Великобритания, Китай, Корея и многие другие. То есть, частные уроки распространены в том числе в странах, которые гордятся своей системой образования. По исследованиям Марка Брэя, директора Научно-исследовательского центра по сравнительному образованию в университете Гонконга, приблизительные оценки финансовых средств, уходящих на оплату репетиров, поражают воображение.

С другой стороны, частные уроки позволяют семье усилить порой и без того качественное школьное образование, обеспечить удовлетворение индивидуального образовательного запроса. Например, подготовить школьника к олимпиаде по китайскому языку, криптографии или астрономии с целью поступления в вуз, минуя рейтинг ЕГЭ, что просто невозможно в рамках стандартной школьной программы. В похожей ситуации находятся ученики гуманитарных классов, в процессе профессионального самоопределения отважившиеся сдавать экзамены по математике, химии или биологии. Рассчитывать на усиление подготовки к ЕГЭ по этим откровенно непрофильным предметам на уроках в гуманитарном классе им, конечно, не приходится. В такой ситуации репетитор может стать меньшим из зол. Получая частные уроки по подготовке к требуемому экзамену, ребенок сможет остаться в своем классе в привычной школе с понятными требованиями, условиями и особенностями.

И все-таки репетиторство – скрытый сектор образовательных отношений. А это значит, на этой серой территории нерегламентированных отношений находится место безнаказанному произволу, пониженной ответственности преподавателя, плохо фиксируемым результатам образовательной деятельности.

Про легкие деньги

Среди моих коллег есть люди, которые репетиторством зарабатывают себе финансовую возможность работать в школе, но чья совесть при этом должна быть абсолютно чиста. Если, конечно, не брать в расчет нарушение налогового законодательства. На их счету десятки, а то и сотни спасенных двоечников, разрешенных конфликтов и поступлений на бюджетные места. Я своими глазами вижу, как хороший репетитор помогает ребенку нагнать годы упущенного предметного материала, научиться самому делать домашние задания, перестать бояться контрольных работ и даже самого "того-кого-нельзя-называть" – ЕГЭ. Но есть и те, кто воспринимает репетиторство как возможность необременительно и без всякой ответственности подзаработать. Они с легкостью решат за ребенка его домашнее задание и номера из классной работы на ближайшее два-три урока. Незадачливому ученику останется только переписать все в свои тетрадочки, можно даже с помарками. И понеслось! Ребенок ничему не научился, сам ничего существенного не сделал, хорошую оценку получил. Внешне ситуация улучшилась. На самом деле – усугубилась. Ребенок понял, что найден легчайший путь получать хорошие оценки, не превращая свою жизнь в бесконечные мучения и самоистязания.

Про конфликты с учителями

Я уверена, что хорошего репетитора всегда можно узнать по тому, как потеплели отношения со школьным учителем по этому предмету. Для хорошего репетитора цель – успешность ученика, а не доказать, что он разбирается в предмете лучше и задачи решает правильнее и слов иностранных знает больше. И да, я знаю, что есть откровенно не справляющиеся со своей работой учителя. И сталкивалась, и слышала, и согласна, что это приносит огромный вред. Но также я знаю, что хороший репетитор поможет ребенку уйти от конфликта даже с некомпетентным учителем. Он вникнет в те требования, с которыми нужно помочь ученику справляться на уроках, поможет ему этим требованиям соответствовать. Тем самым снизится тревожность и негативный настрой ребенка по отношению к учителю, урокам и этому предмету. А последнее, что будет делать правильный репетитор – это играть в недостойную игру "посмотри, какой я умный и хороший и какой твой учитель глупый и плохой".

Про безопасность

В определенном смысле идея нанять репетитора приходит как возможность одним финансовым ударом решить массу громоздких проблем. Появляется возможность и ребенка занять делом после уроков, и оценки школьные повысить, и учительнице противной утереть нос, и экзамены хорошо сдать, а то и диплом олимпиады какой-нибудь в рамочку поместить и на стену повесить. Или же школьные проблемы настолько утомляют и негативно влияют на взаимоотношения в семье, что хочется уже решить их как угодно, лишь бы быстро. И, бывает, при найме репетитора семья пренебрегает элементарными требованиями безопасности. Например, отправляют ребенка домой к преподавателю или приглашают репетитора к себе домой, забыв попросить его предъявить не то что справку об отсутствии судимости, но и диплом об образовании. Говорить про рекомендательные письма или иные документы, подтверждающие результаты и эффективность предшествующей работы, даже говорить не приходится. А между тем, неприятных случаев в этой связи предостаточно. Как любая теневая сфера, подпольное образование содержит случаи злоупотребления, недоказуемых нарушений, несоблюденных договоренностей и даже преступлений.

Про разное

А еще я знаю много, до смешного много случаев, когда к репетитору обращаются "просто так". Например, за компанию:

- Все ходят к репетитору по английскому языку, а наш сын нет. Может, тоже пусть ходит?

- Ну давай, хуже ведь не будет.

Есть и откровенно абсурдные ситуации. В случае, когда третьекласснику нанимают репетитора по рисованию, в связи с четверкой по ИЗО в четверти. Которая (четверка) возникла в связи с тем, что часть рисунков просто не были сданы. Есть еще случай приглашения репетитора для упокоения маминых нервов. Одна моя знакомая наняла репетитора по математике своему сыну в четвертом классе оттого, что "у него сейчас все хорошо с математикой, но я волнуюсь, что дальше будет плохо". А некоторым, наверное, просто приятно кстати и не очень упоминать, что "с моим ребенком три раза в неделю занимается преподаватель из университета".

Репетиторство – часть той реальности, в которой существует школа, наши дети и мы сами. Официального регулятора у этого сумеречного явления не существует. Одного громкого запрета учителям заниматься репетиторством в стенах школы оказалось недостаточно. Очевидно, что это явление не исчезнет, по крайней мере, в ближайшее время. Поскольку, спрос на частные уроки есть и, безусловно, будет.

Отзывы

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru